ad1a641d

Иволгинский дацан

Россия, как обрывочное одеяло, соткана из десятков цивилизаций. 142 905 200 похожих друг на дружку людей (по переписи 2010 года). Любой угол России самобытен благодаря живущим там людям. На севере спектр формируют кавказские люди, в Поволжье — татары, мордвин и чуваши, а в Сибири — якуты, ханты и прочие северяне.

Иволгинский дацан — это буддистский храм, официально являющийся центром буддизма в РФ. Его история не уходит корнями в Лету. О нем не уложены прекрасные легенды. А все, кто был там, рассказывают, что место это волшебное.

Дацан — у добивают это буддистский храм, который, кроме храмов, содержит также университет.

Иудаизм в Россию пришел в XVII столетии. До революции в стране насчитывалось 35 дацанов. А для большевиков вера, как всем известно, была «опиумом» — дискредитировались все конфессии.

Картину изменила битва. Если узнать, как был замечен Иволгинский дацан, жители ответят: «Сталин подарил». В самом начале битвы положение дел на фронте было так трудным, что бойцы и их начальники были рады любой помощи.

Бурятские буддисты собрали 350 000 руб (невиданная по тем временам совокупность) и дали их на нужды армии. Рассказывают, что как раз в признательность за данный великодушный жест русское руководство и сделало возможным богомольным возвести дацан.

Впрочем это или областная вымысел — неясно. А факт того, что в начале мая 1945 года вышло Распоряжение народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР «Об изобретении буддистского храма…», остается прецедентом.

Иволгинский дацан начали создавать в чистом поле. Вначале был простой деревянный дом, а равномерно действиями богомольных храм разрастался и сильно изменялся. В 1951 году власти официально выделили под него землю, а в 1970 и 1976 годов. были сконструированы соборные соборы (дуганы). Дуган — это буддистский собор.

Сегодня Иволгинский дацан — это 10 храмов с необыкновенной архитектурой, 5 ступ-субурганов, университет, теплица святого дерева Бодхи, вольеры с косулями, дома лам и одна из основных буддистских святынь — вечное тело ламы Итигэлова… Тем не менее, обо всем по порядку.

Что посмотреть в Иволгинском дацане?

Согчен дуган (основной соборный собор), Чойра дуган, Деважен дуган, Джуд дуган, Сахюусан сумээ, Майдари сумээ, Маанин дуган, Ногоон Даруй Эхэн сумээ, Гунрик дуган, дуган Зеленой Тары — так именуются 10 храмов Иволгинского монастыря. Они различаются по габариту, году постройки и назначению. Так, Гунрик дуган — это собор, предназначенный будде Вайрочана, Джуд дуган считается тантрическим храмом.

Соборы сконструированы в китайско-тибетском стиле: ослепительные, разноцветные, с завернутыми наверх углами крыш. А при этом у иволгинских зданий есть эксклюзивные архитектурные изыски.

Прежде всего, в Бурятии основной стройматериал — это дерево. Это различает бурятские дуганы от тибетских, которые, в большинстве случаев, строятся из камня. Во-вторых, все соборы в Иволгинском монастыре имеют «прихожую»: на Тибете вход в собор проводится напрямую с улицы. Это выражается тем, что зимы в Бурятии жесткие и такие вестибюли предохраняют дуганы от мороза.

Особенное место среди зданий монастыря занимает дворец с вечным телом знаменитого Преподаватели. Речь о бурятском верующем функционере, одном из великолепных буддистских подвижников ХХ столетия хамбо-ламе Даши-Доржо Итигэлове.

Итигэлов появился на свет в 1852 году в Бурятии. Парень рано остался сиротой и в 15 лет прошел 300 км, чтобы добраться до Анинского дацана и стать там послушником. Итигэлов провел в монастыре 23 года, постигая завещанные и общефилософские правды. Окончив изучение, он активно занимался верующей работой, обрел звание основного Преподаватели всех буддистов Западной Сибири.

Летом 1927 года Итигэлов сел в позу лотоса и пригласил собственных воспитанников. Он дал им последнее поучение (проведать его через 30 лет) и впал в нирвану. Так его и «похоронили», убрав тело в кедровую бочку.

Спустя 30 лет, как было завещано, послушники пришли проведать Итигэлова и нашли, что за 3 десятилетия тело Преподаватели осталось вечным. Потом его еще 3 раза добывали из бочки — итог оставался прошлым. В 2002 году Итигэлова полностью извлекли из-под земли.

При эксгумации находились исследователи. Они приняли эталоны волос, ногтей и кожи Итигэлова. Итоги лабораторных исследовательских работ удивили: ткани не помертвели. И более того, за 75 лет тело хамбо-ламы нисколечко не деформировалось. Итигэлов как и прежде сидит в позе лотоса, ламы, ухаживающие за ним, заявляют, что у него меняется температура тела, а в дни поклонений даже обозначается пена.

Заметить вечного может любой желающий. А всего 8 раз в году — в процессе огромных буддистских праздничных дней. В прочее время доступ к нему имеют лишь монахи и (в необыкновенных вариантах) формальные делегации.

Вторая значительная постройка на территории Иволгинского монастыря — буддистский университет («Даши Чойнхорлин» — в переводе с бурятского «Земля успешного учения»). Он открылся в 1991 году. На вид университет очень скромен — большой деревянный дом.

Сейчас в тренировочном заведении учатся около 100 монахов-послушников — хувараков. День хуварака достаточно жесток, а уклад аскетичен. В 6:00 взлет, с 7:00 до 21:00 — хуралы и исследование философии, тибетского языка, западной медицины, иконографии, и ряда вежливых объектов (логики, истории и прочих).

В интервалах между уроками послушники готовят себе еду, прибирают собственные дома (стандартные сделанные из дерева избы напрямую на территории монастыря) и осуществляют внимательные работы по дацану. Через 5 лет хувараки делаются ламами, и приобретают вежливый диплом об образовании.

Приобщиться к жизни хуварака может любой: по субботам и воскресеньям учители Иволгинского дацана (в числе которых, к слову, есть и завещанные руководители из Тибета, Монголии и Индии) разбирают лекции для всех желающих.

Знакомство с Иволгинским дацаном необходимо начать с гороо. Гороо — в буддистской традиции это знатный осмотр непорочных мест.

На территорию Иволгинского монастыря можно угодить через основные ворота (они располагаются на северной стороне монастыря) или малые вторые. Основной вход раскрыт лишь по огромным торжествами, в другие дни путешественники и пилигримы пользуются «запасными» воротами. По всему периметру храмового комплекса — особая стежка для совершения гороо.

Осмотр дацана нужно делать по ходу перемещения Солнца (по часовой стрелке). Гороо можно делать как без помощи других, так и в компании лам. Заключительные всегда вежливы и с удовольствием проводят поездки для посетителей. Основное — сделать гороо непарное число раз.

На территории дацана любая фигура, любой артефакт и элемент рисунка дополнены основательным резоном. Потому в процессе гороо не следует спешить. Так, в процессе обхода будут встречаться не только лишь дуганы, но также и преклоненные барабаны (хурдэ). Их в обязательном порядке необходимо покрутить (также по часовой стрелке). Внутри них располагаются свитки с мантрами. В наибольшем барабане Иволгинского дацана сверток, где, по версии лам, написано 100 000 мантр — 1 поворот будто 100 000 процитированных молитв.

Также на пути повстречается затейливый камень. По преданию, на нем остался след руки Зеленый Тары (богини, оперативно прибывающей на помощь). Является, что если отступить от камня на пару шагов, замыслить стремление (в обязательном порядке добросердечное), растянуть руку вперед и, закрыв глаза, приблизиться к камню и постараться тронуть к нему, то придуманное безусловно реализуется. Если собьешься с пути и дотронешься до чего-то иного, а не до камня, стремлению не судьба воплотиться в действительность.

В процессе гороо можно входить в все открытые дуганы, находиться на молебнах. Основное — исполнять региональный этикет. Так, невозможно крутиться поясницей к скульптурам Будды, невозможно демонстрировать на них пальцем. Также на территории монастыря невозможно курить, выражаться, не следует оглушительно говорить.

Необходимо попасть также в оранжерею, где повышается святое дерево Бодхи. Это один из основных знаков буддизма. По преданию, медитируя как раз под этим деревом, Будда добился Просветления. Теплице Иволгинского дацана не менее 30 лет, первый побег доставили однажды из Индии, равномерно дерево разрослось в маленькую рощицу.

После гороо можно пройти на пустынное пространство за дацаном, где повышается сухой андромеда, покрытый многоцветными тряпками. Эти тряпки именуются химморины.

Химморин — это участок ткани с мольбой; оттенок химморина находится в зависимости от года рождения молящегося.

Выяснить, какой вам необходим химморин, освятить его, и узнать, куда его лучше повесить, можно у лам. Участок необходимо привлекать к дереву или кустику, а любой шквал ветра будет «читать» мольбу за вас. Химморин олицетворяет психологическую энергию человека. Потому данный ритуал советуется делать, когда мучает печаль, чтобы воскресить внешнюю энергию.

Кроме храмов и верующих монументов (например, ступ-субурганов), на территории Иволгинского дацана есть музей памятников буддистского художества, библиотека, кафе, летняя гостиница и коммерческие лавки. В одних из них реализуют буддистские подарки, в других же строят бизнес жители. Они осуществляют торговлю шалями, ситцевыми варежками и носками. Поговорив с ними, можно не только лишь понизить стоимость, но также и выяснить очень много любопытного о бурятском народе. В кафе подают государственную кухню (позы, пирог и многое другое) — это еще один метод приобщиться к бурятской культуре. Также, места вокруг настолько оригинальные, похожие на азиатскую Россию, что руки сами непроизвольно ведутся за фотокамерой. Словом, даже люди, дальние от буддизма, найдут, чем заняться в Иволгинском дацане.

Как добраться до Иволгинского дацана? Дацан располагается в Иволгинском регионе Республики Бурятия в селе Высшая Иволга, что в 8 км от местного центра (населенного пункта Иволгинск) и в 35 км от Верхнеудинск. Потому если вы приняли решение пройти на Иволгинский дацан, то вначале нужно добраться до столицы Бурятии, а оттуда содержать маршрут в Высшую Иволгу. Тут вероятны 2 вида.

Коллективный автотранспорт. От Верхнеудинск до Иволгинска идет рейсовый автобус № 130, который за 30–40 секунд принесет вас до райцентра. От Иволгинска до села Высшая Иволга можно добраться на маршрутном такси, которое там систематически ездит.

Собственный авто. На автомашине из Верхнеудинск до Иволгинского дацана можно добраться по автотрассе А-340 (прежде она носила название А-165) — «Кяхтинский тракт». Автодорога пролегает через Иволгинский, Селенгинский и Кяхтинский регионы. Маршрут следования приблизительно такой: Верхнеудинск — Сужа — Нур-Селение — Нижняя Иволга — Иволгинск — Высшая Иволга.

Почему стоит заметить Иволгинский дацан? Иволгинский дацан — отличное место для обучения буддизма (древней мировой церкви) и бурятской культуры. Невзирая на то, что храм сравнительно молодой, у него уникальная архитектура и неподражаемая окружающая среда. Это место, где можно приобрести гармонию.

В монастыре мирно и легко. Ламы, у любого из которых собственная квалификация, рады посетителям: ламы-астрологи составят вам гороскоп и поведают о наступающем; ламы-целители заявят, что у вас болит и как это исцелять. Также, с ними можно просто побеседовать, поведать о собственных трудностях и получить мудрейший совет.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий