Как в русские времена, так и в настоящее время правами на трактор служит удостоверение тракториста-машиниста, обеспеченное персональным номером, фото обладателя, данными о его месте жительства, дате и месте рождения. Давать удостоверение тракториста-машиниста уполномочена Государственная инспекция технадзора.
До последнего времени (а конкретнее, до 28 декабря 2015 года) было еще и временное разрешение, работающее вместо удостоверения. А в настоящее время оно аннулировано. Детали и подробный анализ всех групп прав тракториста-машиниста – в этой статье.
Права тракториста-машиниста в настоящее время: важные перемены
Помимо отмены кратковременных разрешений, аннулировано и само суждение «самостоятельное обучение». Другими словами, продолжительное время можно было без посещения курса занятий в Готехнадзоре просто отдать экзамены по теории и вождению и получить тракторные права. Отныне – нет, необходимым требованием допуска к экзамену считается содержание доказательства о прохождении обучения в Гостехнадзоре.
Сейчас работающий пример удостоверения тракториста-машиниста был введен в 2011 году. Это заламинированная картонная или пластмассовая карта с написанными на ней данными обладателя и его фото. Картон или пластик – на решение принимающего, пластиковый вариант стоит дешевле.
В настоящее время, помимо индивидуального номера, удостоверение снабжается еще и эксклюзивным штрих-кодом. По плану основателей документа нового примера, это освободит инспектора от потребности растолковывать данные механизатора в собственный гаджет для получения специальной информации о нем (содержание неуплаченных штрафов и т.п.). Думал штрих-код, как в магазине, – и общая история механизатора отражается на дисплее. Конечно, в прошлом права на трактор совершенно не такими.
Об истории тракторных прав
Всем хорошо известно, что в годы Второй мировой войны на тракторах работали 14-ти и 12-ти летние мальчики. Но все-таки права на эти сельхозмашины были тогда: они были введены еще в 1933-м году Народным комиссариатом земледелия.
Начало
Сопряжено это было с бурным подъемом автомобилестроения и аграрного хозяйства в России. Начали предоставлять первую продукцию сконструированные «с нуля» индустриальные великаны – Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные автозаводы.
Эти новые трактора существенно различались от простой техники, применяемой до того. Они требовали некоторого багажа познаний и способностей, опытного послания. Стартовало вездесущее распределение МТС (машино-тракторных станций) – для снабжения высочайшего качества технического обслуживания сельхозтехники и предельной механизации труда в колхозах и совхозах.
По распоряжению Совета труда и защиты СССР №827 от 21.09.1933 г., для допуска к управлению трактором любой работающий или грядущий механизатор должен пройти искусную комиссию и получить удостоверение тракториста-машиниста «с отнесением всех трактористов по уровню их познаний к 1-й или 2-й категории».
Для тех, кто сумел получить удостоверения 1-й категории, при расчете всех расценок показатель поднимался на 0,1 трудодня. Синхронно с получением удостоверения тракториста-машиниста механизатор подписывал обещание более 2-ух следующих лет проработать как раз в той МТС или в том колхозе (совхозе), который отправил его на искусную комиссию.
Права на трактор в брежневские времена
В будущем (начиная с 60-х годов) удостоверение тракториста-машиниста мог получить любой выпускник аграрной школы. На селе в школах был введен объект «машиноведение». В рамках данного курса, еженедельно для парней велись уроки по исследованию устройства колесных тракторов вида «МТЗ-80», «Т-40»; гусеничных «ДТ-75»; и комбайнов «СК-5 Нива». Для девушек в процессе этого урока в большинстве школ велось совершенно другое занятие – добровольное по рукоделию.
Во внешкольное время время от времени помещались утилитарные занятия по вождению обозначенных выше тракторов. Технику давал региональный колхоз. Или – при многих аграрных школах были свои квалифицированные хозяйства, а в них – по одному своему колесному и гусеничному трактору.
До завершения заключительного года к готовящимся 10-го класса и их наставнику по машиноведению заезжал представитель областного Гостехнадзора и принимал у ребят экзамены по теории и практике. При этом, чтобы не «мотаться туда-сюда» 3 раза, он доставлял с собой печатные и готовые удостоверения тракториста-машиниста 2-го класса на любого из готовящихся (фото и анкетные данные на всех наставник собирал и увозил в регион заблаговременно).
Экзамены и пилотирование брались весьма нейтрально: достаточно было показать самые самые низкие знания и способности для того, чтобы стать владельцем удостоверения тракториста-машиниста – книжечки с «Кировцем» на обложке (это в 80-е годы, раньше там представлялся трактор значительно «скромнее» – «ДТ-20»). При наиболее возмутительных случаях абсолютной неготовности кандидата (которых в целом и не было) контролер не вручал ему книжечку, а забирал ее с собой. И для получения прав надо было ездить в центр и пересдавать экзамен там.
Жители города могли при стремлении пройти обучение в Училище и отдать на тракторные права без помощи других. Получить их можно было также в процессе нахождения в студенческих стройотрядах, или во время службы в Русской Армии.
Стандарты «Разрешено» после сдачи экзаменов по машиноведению устанавливались в графы 3-х групп: «А» – колесные трактора до 1,4 тягового класса («МТЗ-80»); «В» – гусеничные трактора («ДТ-75») и «Г» – самоходные машины с механической коробкой (комбайны «Нива» и т.п.) Иные категории русских тракторных прав, на которые надо было обучаться и сдавать экзамены раздельно: «Б» – Колесные трактора классом более 14 кН (1,4 тс); «Д» – самоходные машины с гидростатической коробкой; «Е» – мелиорационные, дорожно-строительные машины, экскаваторы с ковшом вместительностью до 0,65 кубометров.
Сейчас перечень групп тракторных прав ощутимо увеличился. Сопряжено это с возникновением свежих типов техники, и с синхронизацией отечественных удостоверений тракториста-машиниста и иностранных их аналогов.