ad1a641d

Запад не на шутку озабочен новым образом России

Кремль

В США обсуждают меры борьбы с «российским вмешательством в американскую демократию», Великобритания обвиняет россиян в «безрассудной и разрушительной» кибератаке посредством вируса NotPetya. В сообщениях о встрече министров стран-членов НАТО подчеркивается, что после аннексии Крыма Россия больше не является «партнером»: требуется сдерживание путем «устрашения». Эксперт из Института Брукингса предлагает отказаться от дальнейшего расширения НАТО.

«Одно из самых опасных заблуждений по поводу российского вмешательства в американскую демократию заключается в том, что оно началось и закончилось вместе с президентскими выборами 2016 года», — пишут экс-глава комитета по разведке Палаты представителей Конгресса США Майк Роджерс и бывший заместитель директора АНБ Рик Леджетт в The Washington Post.

«Все должны признать единодушное заключение разведывательного сообщества о том, что Россия вмешивалась в выборы 2016 года», — считают авторы и призывают администрацию Трампа и Конгресс «немедленно сделать четыре шага».

1. Администрация должна выпустить декларацию: «США рассматривают любую попытку другого государства повлиять на наши электоральные процессы скрытыми или нелегальными способами как атаку на фундаментальные основы нашей системы управления. Мы не потерпим подобных действий и оставляем за собой право отвечать».

2. «Конгресс должен рассмотреть возможность законодательно оформить определение администрацией Обамы электоральных систем как жизненно важной инфраструктуры».

3. Следует «учредить межведомственную целевую рабочую группу для борьбы с попытками повлиять из-за рубежа на наши демократические институты и процессы».

4. «Наконец, администрация Трампа должна принять меры к тому, чтобы у правительства США были полномочия, необходимые для сдерживания иностранных сил, участвующих во враждебных кампаниях влияния и кибероперциях», — заключают авторы.

«Экстраординарный шаг, который, вероятно, спровоцирует «огненную бурю» в дипломатии», — так характеризует The Daily Mail заявление МИДа Великобритании, обвиняющее Кремль во «вредоносной киберактивности». Речь идет о прошлогодней кибератаке, мишенями которой «были финансовый, энергетический и правительственный секторы Украины», однако «она была спланирована так, чтобы распространиться шире, и в июне затронула другие европейские и российские фирмы», утверждает издание.

Министр обороны Великобритании Гэвин Уильямсон сказал в интервью газете: «Мы вступили в новую эру ведения войны, сделавшись свидетелями разрушительного и смертоносного смешения обычной военной мощи с злокозненными кибератаками. Россия рвет в клочья свод правил, подрывая демократию, разрушая, посредством ударов по ключевой инфраструктуре, то, что дает людям работу, а также превращая информацию в оружие. Мы должны быть готовы к противодействию этим жестким и нарастающим угрозам».

Лорд Ахмад Уимблдонский, заместитель министра иностранных дел, ведающий кибербезопасностью, заявил: «Правительство Соединенного Королевства считает, что российское правительство, а конкретно российские Вооруженные силы, несут ответственность за разрушительную кибератаку (вируса) NotPetya в июне 2017 года. Атака продемонстрировала продолжающееся пренебрежение к суверенитету Украины. Ее безрассудное осуществление сорвало работу организаций по всей Европе».

Журналистка комментирует: «Его высказывания намекают, что британские разведслужбы раскопали доказательства, указывающие на причастность российских военных».

НАТО на встрече министров обороны 29 стран-участниц, которая пройдет 14-15 февраля в Брюсселе, рассмотрит щекотливую проблему реформирования командных структур альянса, пишет корреспондент Le Figaro Натали Гибер.

Досье кажется очень техническим, но на самом деле оно в высшей степени политическое. Эта «регулировка» — «самая серьезная со времен окончания холодной войны», по мнению генсека НАТО Йенса Столтенберга, — была предложена ответственными военными руководителями и нацелена на повышение эффективности альянса в случае кризиса высокой интенсивности. «Проще говоря, на то, чтобы лучше удерживать противника от нападения путем устрашения и отвечать на новые угрозы, исходящие от отдельных государств, в первом ряду которых стоит Россия», — поясняет журналистка.

Российские военные учения «Запад» (сентябрь 2017 года) были расценены альянсом как «подготовка к большой войне против врага, обладающего паритетом», как отмечал председатель Военного комитета НАТО генерал Петр Павел. Усиление обороноспособности НАТО, ускорившееся после аннексии Крыма в 2014 году, прежде всего касается войск, оснащенных обычным оружием, ядерного боевого порядка и офицерского состава, говорится в статье.

События торопят американский генерал Кертис Скапаротти, верховный главнокомандующий центрального штаба объединенных вооруженных сил НАТО в Европе (SACEUR), и французский генерал Дени Мерсье, главнокомандующий штабом НАТО по трансформации (SACT). В их представлении Россия больше не является «партнером», каким ее позиционировали в 2002 году, в момент создания совета НАТО-Россия. Кроме того, переворот в военных обязательствах произвели «Арабская весна» и исламский терроризм. Миграционные потоки, северокорейские ядерные разработки и военные успехи Китая также имеют последствия для НАТО. В 2018 году речь идет о том, чтобы поднять НАТО «на уровень максимального усилия», дабы сделать альянс более устрашающим.

Необходимо обеспечить безопасность Крайнего севера и Атлантики, где российская военная активность на подъеме, передает автор статьи.

Нужно вести деликатные переговоры с Турцией. Государственные канцелярии убеждены, что, несмотря на свое членство в НАТО, Анкара уже подписала пакт об обороне с Москвой, говорится в статье.

Еще одна проблема: «поддержка, касающаяся всех родов войск» (joint fires), то есть совместные операции по нацеливанию ударной силы, кибератак и дезинформации. Россия успешно применяют нечто подобное начиная с 2014 года. План НАТО предполагает создание подразделения при SACEUR в Бельгии, которое объединит все, что делают различные страны в этой сфере, пишет Гибер.

Тот, кто хочет преодолеть конфликт между НАТО и Россией, должен подумать над новыми сценариями отношений, пишет в Sueddeutsche Zeitung эксперт в области оборонной и военной политики из Института Брукингса (США) Майк О’Хэнлон. Эти сценарии могут подразумевать отказ НАТО от принятия новых членов и весомые гарантии для нейтральных государств.

«Отношения между США и Россией обречены быть плохими, пока у власти находится Владимир Путин — а он, судя по всему, сохранит за собой президентский пост до 2024 года. К тому же команда специалистов по оборонным вопросам президента Дональда Трампа уверена в том, что Америка и ее союзники находятся в состоянии затяжной геостратегической конкуренции с Россией», — пишет О’Хэнлон.

Автор публикации советует искать «пути, которые позволят избежать вероятности прямого военного столкновения между Североатлантическим альянсом и Россией». Он считает, что «расширение НАТО зашло слишком далеко».

В статье говорится о необходимости создания новой архитектуры безопасности для Восточной Европы, которая не предусматривает членства в НАТО Украины или Грузии. Путин, со своей стороны, «должен урегулировать территориальные разногласия с соседями и остановить агрессивные действия, направленные против них», а также признать их право вступать в другие союзы государств, в том числе в ЕС.

При всем при этом, подчеркивает автор, «следует демонстрировать жесткость в ответ на агрессивное поведение России в других частях света».

«Кто-то может возразить, что в таком случае Украина, Грузия и другие страны будут отданы на откуп России. Ерунда, — утверждает автор. — На деле эти государств уже сегодня игнорируются политиками. НАТО обрисовало Грузии и Украине в 2008 году перспективу по вступлению, однако не указало сроков. (…) Гарантий безопасности на текущий период этим странам предоставлено не было».

Возможности по расширению НАТО, прописанные в Уставе альянса, никогда не задумывались как безоговорочные и универсальные: там говорится, что расширение возможно, если новые члены «могут способствовать укреплению безопасности североатлантического пространства», указывает эксперт.

«Россия должна вывести свои войска из тех стран, в которых их присутствия никто не хочет, — говорится далее. — Если это произойдет, можно будет снять существующие санкции. К крымской проблеме нужно подходить очень деликатно — можно продолжать отказываться признавать российскую аннексию, однако по большому счету нужно все оставить как есть».

«Конечно, президент Путин может быть не заинтересован в реализации этой идеи», поскольку «напряженность в отношениях с Западом нужна ему для укрепления поддержки внутри страны», говорится далее. «Политика расширения действительно привела к тому, что во многих частях Центрально Европы установилась демократия и стабильность, но не стоит забывать, что все вопросы по расширению решались в ходе интенсивных консультаций с Москвой», — отмечает О’Хэнлон.

«Ясно одно: в сегодняшних плохих отношениях между Россией и НАТО виноват Путин, а не альянс. Но это не означает, что политику надо переключить в режим автопилота», — резюмирует эксперт.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий